2 дописи / 0 new
Останній допис
lugnasad
Вопросы по шотландским танцам

В этой теме задаем вопросы и обсуждаем общие вопросы по шотландским сольным (хайланд) и кантри (бальным) танцам: происхождение, одежда на занятия и костюмы для выступлений и вечеринок/балов, музыка для танцев,  "а как у них" и т.п.

 

Например.

Вопросы:

1) Что такое "аутфит"?

2) Что такое "хорнпайп" - и когда мы будем его учить?

3) Что такое Seann Triubhas? И как оно правильно произносится?

4) Сколько существует рилов/джиг/страспеев в SCD?

5) Какие основные требования к костюму хайленд-дансера, кантри-дансера?

 

Ответы:

1) Aутфит (outfit) - это костюм (или шире - внешний вид в целом), в котором танцор должен исполнять тот или иной танец. В хайланде аутфит строго регламентирован. Не путать с выворотностью по-английски - outward rotation, или turn-out.

2) Хорнпайпы бывают шотландские (в хайланде) и ирландские (в сольных танцах). От рилов и джиг(ов) они отличаются, в основном, музыкой. Учат хорнпайп уже достаточно продвинутые хайланд-дансеры, после ряда более простых и легких танцев. Мы к нему тоже придем. :)

3) Произношение - примерно как ШЭН ТРУЗ (на разных диалектах возможны варианты, например ШОН ТРУЗ, ШАН ТРУЗ; также рудно передать на русском гельское звучание). Перевод - "старые штаны". Вот описание на английском:

THE SEANN TRIUBHAS – Pronounced Shawn Trews in the Gaelic Language, its translation into English is “old trousers.”   The dance has obscure origins.  The movements and motions definitely depict a person in the act of shedding his breeks (britches), and the tradition states it is a Highlander who is impatient to get rid of the unfamiliar garment and back to the freedom of his native highland kilt.

4) Шотландских сетовых танцев (по разным подсчетам) от 20 до 30 тысяч. Около трети - рилы, примерно столько же есть джиг(ов) и страспеев (Reel, Jig, Strathspey), которые отличаются между собой ритмом и темпом музыки (страспей - также отличается шагами от рилов и джиг). Количество SCD все время растет, так как реглярно придумываются новые, а RSCDS часто регистрирует и публикует их (особенно разработанные известными и опытными преподавателями).

5) В бальных (SCD) полный мужской костюм состоит из таких элементов:

- килт, с которым одеваются ремень и спорран (маленькая кожаная сумка);

- хозы (толстые шерстяные гольфы под колено) с флешами (лентами-флажками, которые крепятся под загибы хозов на каждой ноге);

- гилли (шнурованные кожаные балетки);

- на верх - белая или черная (как правило) рубашка и галстук (может быть "бабочка").

В хайланде ко всему этому добавляются:

- берет;

- жакет или жилет.

Женский костюм в SCD - это, как правило, платье с аксессуарами из тартановой ткани (саш (длинный узкий шарф) или плед (палантин), которые крепятся на печо и бедро). Длина - от колен и до щиклоток (но не до пола, так как это неудобно и трамоопасно для танцующей леди и других танцоров в сете с ней).

Женский костюм в хайланде очень похож на мужской, только исключает берет и спорран (сумочку поверх килта впереди).

lugnasad
Ще питання-відповідь - щодо музики для SCD

(Anastasiya) Віка поставила мені запитання щодо зв'язку між танцями і музікою особисто, але я гадаю, що і питання, і відповідь мають бути винесені на публіку, оскільки це буде цікаво і корисно для тих хто хоче глибше знати і розуміти культуру кантрі-танців. До речі, подібне питання зустрічається і серед включених в іспит для викладача SCD.

Питання:
Скажи, будь ласка, а на шотландських танцях ми танцюємо під довільну музику чи вся музика чітко відповідає назвам танців?

Відповідь:
1. Музыка має бути обов'язково шотландська - якщо це традиційні кантрі-танці, а не осучаснена постановка - з використанням скрипки, акордеону та/або фортепіано, часом - також волинки. 
2. Ритм має точно відповідати ритму танцю - ріл, джиг(а) чи страспей (є також медлі - послідовне поєднання рілової та страспеєвої частин). 
3. Загалом, для кожного танцю є оригінальна мелодія - написана або підібрана спеціально для нього. У деяких танців назва відповідає назві тьюнів (мелодій). Це склалося історично і пов'язано з виникненням у 18-му сторіччі кантрі-танців 'Scotсh dances', які були одним із прообразів сучасних SCD.

 

(Iryna) Усі опубліковані (офіційні) танці RSCDS мають свою мелодію (Tune) яка, вказується у збірці під схемою. Це може бути однойменна мелодія (якщо вони "прийшли" разом з минулого, або написана під конкретний танець), але необов*язково - іноді танець пишеться під вже існуючу мелодію.

При цьому, як ви, мабуть, помітили, ми не танцюємо 8 разів під ті самі 32 такти - мелодія "змінюється" по ходу танцю. Так от, власне, "оригінальна мелодія" (original tune) - це всього 32 такти (або 40 чи 48 як і танець), а далі музиканти самі підбирають ще 2-3 мелодії того самого ритму та характеру для наступних проходок. Такі мелодіі називаються "альтернативними", і за вмінням їх підбирати зокрема оцінюють майстерність музиканта.